Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: (812) 740-78-79 E-mail: service@kodeks.ru
199004, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 36/40, лит. А, пом. 936
03.05.2024
Всероссийское совещание об итогах прохождения субъектов электроэнергетики и объектов ЖКХ отопительного сезона 2023-2024 годов

     26 апреля в павильоне Координационного центра Правительства РФ на ВДНХ под председательством руководителя Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба), министра энергетики Российской Федерации Николая Шульгинова состоялось Всероссийское совещание "Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики и объектами ЖКХ отопительного сезона 2023-2024 годов".
     
     Николай Шульгинов сообщил, что в прошедшем осенне-зимнем периоде электропотребление относительно предыдущего отопительного сезона увеличилось на 3,5%.
     
     Глава Минэнерго также отметил, что в декабре 2023 года был превышен исторический максимум потребления мощности. "В целом по стране он вырос на 3,2% и составил 171,1 ГВт", - сказал Министр.
     
     Николай Шульгинов рассказал, что в зимний период по значительному числу регионов температуры были ниже климатической нормы, а зачастую наблюдалась аномально холодная погода.
     
     "Для электроснабжения потребителей проводилась межрегиональная передислокация сил и средств, доставка материалов, оборудования и запасных частей, а также перебазирование резервных источников снабжения электроэнергии", - пояснил он.
     
     Министр отметил, что на особом контроле находятся отдельные регионы с учетом их фактической и прогнозной режимно-балансовой ситуации. В частности, речь идет о Дальнем Востоке, Юго-Восточной части Сибири, Республике Дагестан.
     
     Отдельное внимание Глава Минэнерго уделил прохождению осенне-зимнего периода в Московском регионе.
     
     "Максимальная величина потребляемой мощности в Московской энергосистеме в этом году составила почти 20 ГВт. С учетом перспективного развития инфраструктуры и роста нагрузок в регионе к 2030 году ожидается прирост на 5 ГВт", - подчеркнул он.
     
     Говоря об объединенной энергосистеме юга России, Николай Шульгинов отметил, что в минувший отопительный сезон в регионе был обеспечен ввод в эксплуатацию двух блоков ТЭС "Ударная", установленная мощность станции - 560 МВт.
     
     "Надежная работа электростанции позволит обеспечить прогнозируемый рост потребления в энергосистеме Юга и в летний период", - сказал он.
     
     Министр также рассказал, что подготовка к ОЗП в новых регионах проходила совместными усилиями крупнейших российских энергохолдингов.
     

     "В 2023 году было восстановлено более 3000 объектов электроэнергетики, выполнены ремонтные работы на 12 энергоблоках 4 ТЭС, в части газоснабжения восстановлено более 300 км газовых сетей и 241 объект газоснабжения", - рассказал Глава энергетического ведомства.
     
     Николай Шульгинов подчеркнул, что в период прохождения осенне-зимнего периода системных нарушений в снабжении топливом энергообъектов допущено не было. По его словам, генерирующие компании обеспечили накопление и поддержание в течение отопительного сезона необходимых запасов топлива.
     
     Председатель Правления АО "Системный оператор ЕЭС" Федор Опадчий выступил с докладом о режимно-балансовой ситуации в минувший отопительный сезон и задачах на предстоящий период.
     
     Глава Системного оператора проанализировал динамику потребления электроэнергии. В 2023 году в России в сравнении с показателями 2022 года оно возросло на 1,4% (с учетом новых территорий - на 2,9%). В технологически изолированных энергосистемах Магаданской и Сахалинской областей, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Норильско-Таймырской энергосистеме этот показатель увеличился на 2,5%.
     
     "В текущем году рост потребления электроэнергии в России ускорился. Его основным драйвером являются розничные потребители, на долю которых приходится более 50% от всего потребления. С начала года по этой группе потребителей, включая население, увеличение составило 4,5%. Также среди лидеров по росту потребления: крупные центры обработки данных +67,5%, машиностроение +10,1%, химическая промышленность и нефтепереработка +3,9% и добывающая промышленность +2,7 %", - отметил Федор Опадчий.
     
     В целом с начала года по состоянию на 22.04.2024 потребление электроэнергии в России увеличилось на 3,7% (без учета дополнительного дня високосного года) по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Рост потребления в технологически изолированных энергосистемах составил 2,6%.
     
     Максимум потребления мощности энергосистемы России в ОЗП 2023/2024 года составил 173,8 ГВт. Это значение, достигнутое 11 декабря 2023 года, является абсолютным максимумом для энергосистемы России. Оно превышает максимум 2022 года почти на 10 ГВт и на 5,2 ГВт выше предыдущего абсолютного максимума, зафиксированного в начале 2023 года. По прогнозу Системного оператора, в следующем ОЗП максимум потребления мощности в энергосистеме России может достичь 176 ГВт.
     
     При прохождении ОЗП 2023/2024 года новые исторические максимумы потребления мощности также были установлены в ЕЭС России, объединенных энергосистемах Востока, Сибири, Урала, Центра, Северо-Запада и в 16 территориальных энергосистемах.
     

     Важная часть доклада была посвящена наблюдаемому в ЕЭС России росту нагрузки Центров обработки данных, включая майнинг криптовалют. Глава Системного оператора сообщил, что по состоянию на апрель 2024 года объем фактически присоединенной мощности ЦОД без учета "серого" майнинга в энергосистеме оценивается в 2576 МВт, еще почти столько же имеют утвержденные техусловия на технологическое присоединение. А в целом, по оценке Системного оператора, мощность ЦОДов, включая весь майнинг, в обозримой перспективе может вырасти до 9630 МВт.
     
     "Дальнейший неконтролируемый рост нагрузки, связанной с майнингом, в отдельных частях ЕЭС невозможно обеспечить традиционными способами развития энергосистемы, поэтому, безусловно, требуется нормативное регулирование этой деятельности как минимум в зонах прогнозного энергодефицита", - подчеркнул глава Системного оператора.
     
     Федор Опадчий обратил внимание на повышенную аварийность объектов генерации в ОЭС Востока и юго-восточной части ОЭС Сибири - тех регионах, где сохраняются высокие темпы роста энергопотребления. Так, в прошедшем отопительном сезоне за декабрь 2023 - февраль 2024 года среднее значение ремонтного снижения мощности по аварийным и неотложным заявкам на ТЭС юго-восточной части ОЭС Сибири составило 674 МВт. В сравнении с прошлым ОЗП 2022/2023 эта величина возросла в 2,8 раза. В ОЭС Востока в ОЗП 2023/2024 максимально в аварийный ремонт было выведено 1700 МВт генерации, что составляет 25,6% от общей установленной мощности тепловых электростанций этой объединенной энергосистемы.
     
     В утвержденной Минэнерго схеме и программе развития электроэнергетических систем (СиПР) на 2024-2029 годы были определены три региона, где потребуется строительство новой генерации на фоне энергодефицита. Это юго-западная часть ОЭС Сибири (около 1,23 ГВт), ОЭС Востока - 1,35 ГВт с потенциальным увеличением до 1,94 ГВт и юго-западная часть ОЭС Юга с дефицитом 857 МВт (с потенциальным увеличением до 1,29 ГВт). Во всех этих районах предполагалось проведение конкурсов на отбор новых объектов генерации.
     
     Николай Шульгинов сообщил, что для покрытия энергодефицита планируется в июне 2024 года провести конкурсы по выбору проектов строительства новой генерации (КОМ НГО) для юга России и Сибири. Минэнерго пересмотрело ценовые параметры отборов в части стоимости оборудования.
     

     Гендиректор En+ Михаил Хардиков сообщил, что дополнительный конкурс для Сибири нужно провести до 1 июля, чтобы начать поставки мощности с 2030 года: "Просто хотели бы донести нашу позицию, что очень важно провести этот отбор как можно быстрее - это связано с возможностью заказа оборудования на заводах. То есть срок ввода этих мощностей напрямую зависит от возможности заказать оборудование".
     
     Он также отметил, что в отношении третьего энергодефицитного региона - Дальнего Востока - до 1 сентября нужно принять решение по механизмам возврата инвестиций в строительство ВИЭ, чтобы иметь возможность запустить генерацию не позднее 2029 года. En+ планирует построить в регионе ВЭС мощностью 1 ГВт.
     
     Глава Минэнерго подчеркнул, что минувший отопительный сезон прошел на фоне повышенных нагрузок на тепловые и электросети. Произошел ряд резонансных аварий на объектах теплоснабжения, срок аварийных работ в отдельных случаях достигал пяти суток. Анализ показал, что основным источником проблем становились тепловые сети. В целом, ситуация в сфере теплоснабжения требует комплексных решений.
     
     С учетом поручений Президента РФ Минэнерго совместно с Минстроем и Ростехнадзором на заседании в феврале уже приняли ряд решений. Так, теперь в состав региональных комиссий по оценке готовности объектов энергетики к ОЗП будут включать представителей Ростехнадзора и государственного жилищного надзора. Вместе с тем не все регионы выполняют принятые на федеральном уровне решения, что не останется без последствий, отметил Николай Шульгинов.
     
     "Поручения президента по повышению надежности систем теплоснабжения, такие как пересмотр схем теплоснабжения с учетом моделирования работы теплосети, формирование аварийного запаса мобильных резервных источников теплоснабжения многими регионами до сих пор не выполнены. Думаю, что неисполнение поручений президента не останется безнаказанным", - заявил глава Минэнерго.
     
     На особом контроле в ходе ОЗП находились регионы Дальнего Востока, которые с мая прошлого года отнесены к территориям с высокими рисками нарушения электроснабжения. Несмотря на проведение "РусГидро" и СГК мероприятий по повышению надежности, аварийность оборудования тепловых станций ДФО остается на высоком уровне. В течение завершающегося отопительного сезона величина аварийного снижения мощности достигала 1,7 ГВт. Минэнерго фиксирует несвоевременное завершение модернизации блоков № 5 и № 9 Приморской ГРЭС СГК. Их планировалось вернуть в эксплуатацию еще в ноябре прошлого года, но обновление пока продолжается.
     
     "Текущие плановые сроки по обоим блокам запредельные. И верить этим срокам в очередной раз, мне кажется, нельзя", - сказал Николай Шульгинов, напомнив об ограничении экспортных поставок в Китай и рисках ввода графиков аварийных отключений дальневосточных потребителей в ходе завершающегося ОЗП в объеме до 1 ГВт. Выездная проверка хода модернизации блоков Приморской ГРЭС показала недостаточное количество рабочих на площадке, добавил он.
     

     Повторный отбор мощности новой генерации (КОМ НГО) в Сибири на непокрытый на первом конкурсе объем дефицита в 700 МВт пройдет с уточненными экономическими (ценовыми) и техническими параметрами. Но если до начала отопительного сезона не будут приняты решения о регулировании майнинговой деятельности, такие как отмена правила недискриминационного доступа к электросетям для этого вида бизнеса, лицензирование и повышение тарифов на передачу для майнеров, диспетчеры буду действовать в строгом соответствии с установленными правилами. Они будут отдавать, в том числе, команды на введение графиков временного ограничения энергоснабжения, что повлияет на всех потребителей, а не только на майнеров, предупредил министр энергетики.
     
     "По итогам прошедшего ОЗП необходимо извлечь ряд уроков. Причиной многих резонансных аварий с нарушением теплоснабжения потребителей явилась отмена ранее обязательных технологических требований по проектированию и эксплуатации как энергообъектов, так и оборудования. Уменьшение количества обязательных и отмена устаревших требований без возможности их обновления, доп. процедуры по оценке экономической эффективности, согласование с бизнес-сообществом обязательных требований, регулирующих принципы технологического функционирования энергосистемы, изменение схемы осуществления контрольно-надзорных мероприятий способствовали росту количества аварий с существенными последствиями. Главной задачей при внедрении "регуляторной гильотины" было создание четких и понятных требований, снятие избыточной административной нагрузки, что должно было повысить экономическую эффективность предприятий без снижения надежности. Но принятая процедура оценивает преимущественно экономику и совершенно не учитывает технологические особенности оборудования энергосистемы, включая требования к эксплуатации... С учетом особенностей техрегулирования, необходимости поддержания общности технологического режима в условиях преимущественно естественно-монопольного характера деятельности считаю необходимым исключить электроэнергетическую отрасль из-под действия текущих регуляторных процедур, как это сделано для атомной отрасли. Применяемый риск-ориентированный подход нуждается в дальнейшей доработке и внедрении дополнительных инструментов оценки фактического состояния оборудования, полноты проведения ремонтов", - заявил г-н Шульгинов.
     
     Учитывая все эти особенности и сложности прохождения минувшего ОЗП, в Минэнерго видят необходимость ужесточить нормативные требования при подготовке к следующему отопительному сезону: повысить уровень контроля и проверок специализированными службами и комиссиями. При планировании прохождения ОЗП Минэнерго будет выборочно организовывать работу выездных комиссий, сообщил Николай Шульгинов. В случае выявления существенных недостатков и искажения фактической ситуации в отчетах паспорта готовности к зиме не будут выдаваться или будут отзываться. В этом сезоне был лишь один случай отзыва паспорта готовности (в феврале у Южно-Кузбасской ГРЭС "Мечела"), в следующем таких решений станет больше, пообещал глава Минэнерго.
     

     
     По материалам:
     https://minenergo.gov.ru/,
     https://minenergo.gov.ru/https://rum.cis-ees.ru/,
     https://minenergo.gov.ru/https://rum.cis-ees.ru/www.so-ups.ru,
     https://minenergo.gov.ru/https://rum.cis-ees.ru/www.so-ups.ruhttps://peretok.ru/,
     https://minenergo.gov.ru/https://rum.cis-ees.ru/www.so-ups.ruhttps://peretok.ru/www.kommersant.ru